Русский
English

ПОРТРЕТ ИВАНА АЙВАЗОВСКОГО


 

Музыкальное звучание картины:

Vanessa Mae. Summer Haze


Аромат:
Балтийское море


Вкус:
шароц

 

Техника: холст, масло, моделирующая паста

Размер картины: 70х50см

Стиль: Позитивный синергизм
Частная коллекция

 

Этот холст представляет ту же самую, но современную, Таллиннскую бухту, которую в 1844, 1845 и в 1898 годах обессмертил в своих шедеврах Иван Константинович Айвазовский, всемирно известный русский художник-маринист, баталист, коллекционер, скрипач и меценат...

 

А где его портрет? – Какой портрет?! ОН – это море… А море парадоксально: даже в непогоду и шторм дарит «покой и волю»… И всё, что касается Ивана Константиновича, также парадоксально! Бывают и такие Гении!

 

Русский… - сын армянина Геворка Айвазяна и его жены Рипсиме, тоже армянки; по женской линии правнук сына турецкого военачальника, который будучи ребенком, при взятии Азова русскими войсками в 1696 году, был спасен от гибели неким армянином, крещён и усыновлён…

 

Художник… А в скольких баталиях участвовал…

 

Мировая известность… А в столицах жить отказывался, и даже из-за этого развёлся с первой женой…

 

Жил в скромной Феодосии… А имение Шах-Мамай имел «роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии»…

 

Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал…

 

Композитором не был, но вместе с Глинкой писал «Руслана и Людмилу»

 

И после всего этого А. П. Чехов написал о нём «… сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами... В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» А может быть, это и не невежество, а обыкновенная неспособность дислексика научиться читать… Тогда понятия дислексии не существовало, а у гениев такое случается…

 

Любил Чёрное море… Однако страстно писал и Босфор, и Балтийское море, и Мраморное, и Эгейское…

 

Любил помогать; строил картинные галереи, водопроводы, фонтаны для всеобщего пользования… Дары его были щедрыми… Но и благодарности он не чурался… Например, у фонтана, который явился точной копией фонтана в Константинополе, была серебряная кружка с надписью «За здоровье Айвазовского и его семьи». Сейчас фонтан носит его имя…

 

Работал Иван Константинович всего два часа в день (рано утром на восходе; очень ценил именно это освещение), а создал более 6 000 полотен…

 

Айвазовского часто и много копируют, но превзойти его никто не смог… Известного английского мариниста Джозефа Мэллорда Уильяма Тёрнера настолько потрясли картины Ивана Константиновича («Штиль на море» и «Буря»), что он даже посвятил ему стихотворение:


«Великий художник! Прости меня за ошибку мою,
когда я принял за действительность картину твою,
но настолько очаровательна работа твоя,
что восторг овладел мною и до сих пор не покидает меня.
Искусство твоё высоко и монументально
и не оставляет никаких сомнений,
что тебя вдохновляет гений.»

 

И наконец, последний парадокс: на мраморном надгробии Гениального Русского Художника высечены слова армянского историка Мовсеса Хоренаци на древнеармянском языке: «Рожденный смертным, оставил по себе бессмертную память»...  

© 2015-2024 Институт Солнца
Фотографии картин: Сергей Дидык